Страницы

воскресенье, 11 февраля 2018 г.

Музыкальному руководителю

Некоторые нестандартные приемы в работе с детьми
 с нарушениями речи: 
1. Эмоциональный настрой.
     Результаты научных исследований показали, что переживание эмоций способствует развитию умственных способностей ребенка. Эмоции приводят к высвобождению в организме химических веществ, которые помогают мозгу запомнить различные события.
     Мы заметили: с каким настроем произносятся первые слова в начале занятия, так занятие и проходит. Поэтому зачину мы отводим особую роль, пытаясь создать положи­тельный настрой:
    «Раз, два, три, четыре, пять, будем мы сейчас играть, Поскорее подбегайте, друг за другом все вставайте!»
    «Начинать занятия необходимо в так называемом со­стоянии радости жизни.
    Этого состояния можно добиваться и намеренно, ведь при выполнении упражнений только 1% (внимания) отво­дится на механическое выполнение упражнений, а 99% — на эмоциональный настрой. Не так важно, что и как мы де­лаем, а важно — в каком настроении».
                                                                                                М. С. Норбеков
    Если вы хотите, чтобы ребенок быстрее запомнил какое-либо слово или движение, окрасьте его эмоциональ­но и произнесите фальцетом (хороший способ привлечения внимания). Например, чтобы помочь ребенку быстрее за­помнить названия посуды, произносите слово «сахарни­ца», ласково улыбаясь, слово «солонка» — морщась, «пе­речница» — плача, а «хлебница» — строго сдвинув брови.

2. Превращение слова в действие.
    «Психологи давно заметили, что дети раньше начи­нают называть те предметы, с которыми они производят какое-либо действие. Например, слово «чашка» появляет­ся раньше, чем слово «сахарница», так как чашку ребенок держит в руках каждый день, а сахарницу трогать ему не дают. В чашке ребенок скорее узнает слово «ручка» (за ко­торую он берется), но очень долго не говорит слово «дно». Т.е. для более быстрого запоминания слова важно вырабо­тать на него большое число движений».
                                                                                       М. М. Кольцова
    Например, разучивая с детьми названия частей ма­шины, одновременно выполняйте движения: «капот» — вытяните руки вперед, «мотор» — вращайте согнутыми пе­ред собой руками, пальцы сожмите в кулаки, «дверцы» — разводите руки в стороны, имитируя открывание дверей,
 «крыша» — соедините руки над головой, «педаль» — при­топывайте одной ногой и т. д. Чтобы пополнить глагольный словарь по теме «Зима», предложите детям показать, что умеют делать снежинки: летать, кружиться, танцевать, па­дать, лежать, таять. Можно изображать и прилагательные: «большие» — развести руки в стороны, «маленькие» — при­сесть, «холодные» — дрожать, «веселые» — улыбнуться, «тихие» — приложить указательный палец к губам, «хруп­кие» — поднять руки вверх и резкими движениями сгибать в локтях, плечах, опустить корпус, «ленивые» — лечь на пол, руки за голову.
    Эта работа намного эффективнее, чем рассматрива­ние картинок с изображением предметов и многократное повторение слов, так как «двадцать двигательных связей сильнее, чем двадцать зрительных».
    Также с успехом используются кодировки звуков:
«А» - руки в стороны, «У» - руки вперёд, «О» - хлопок по коленям, «И» - руки в кулачках растягивать в стороны перед грудью, «Ы» - руки в кулачках
резко поднимать вверх, «Э» - руки соединены перед грудью, «Р» - «мотор» -крутим руки перед грудью, «Й» - подксок, «Ль» - нажимать на «кнопку» и    т. д.

3.      Говорим нараспев.
    Эффективность работы повышается, если разговари­вать с детьми нараспев, повышая или понижая тон. Спойте в начале занятия: «Пойдем-ка поиграем». Использовать этот прием можно тогда, когда необходимо донести нуж­ную информацию. Игру «Части машины» можно продол­жить, предложив детям угадать по движению логопеда предмет и спеть его так, как споет педагог «КАААА-ПОТ, БА-ГАЖ-НИК».

4.      Использование современной или «взрослой» музыки.
     Дети очень любят слушать современную музыку и тан­цевать под нее. Использование эстрадных песен украшает занятие, вызывает у детей положительные эмоции. Напри­мер, песню в исполнении Ф.Киркорова «Туча» можно исполь­зовать на занятии по теме «Осень». «Финская полька» — очень ритмичная мелодия. Мальчики могут  выполнять под нее движения, а девочки играли на музыкальных инструмен­тах — в разном темпе и ритме в зависимости от изменений музыки. К занятию по теме «Зима» можно разучить пальчи­ковое упражнение на слова «У леса на опушке жила зима в избушке». Правильно выбранное музыкальное произве­дение может помочь справиться ребенку с замкнутостью, неуверенностью, страхом.

5. Трансформирование игры.
     Как уже отмечалось выше, многократное повторе­ние — это залог успеха. Повторять с детьми одну и ту же игру несколько раз — скучно и неинтересно. Поэтому мы часто изменяем уже известные игры, даем им новые назва­ния, а материал, который необходимо заучить, оставляем прежним.
     Например, всем известная игра «Большой — малень­кий» поможет не только закрепить в речи слова с уменьши­тельно-ласкательным суффиксом, но и научить концентри­ровать внимание, развить ловкость, повторить слова по теме. Логопед предлагает ребенку поймать мяч и назвать часть тела, но с условием: если логопед бросит маленький мячик, то и слово нужно образовать с уменьшительно-ласкательным суффиксом (нос — носик), если большой, то оставить его без изменений. Игру можно усложнить, если добавить мяч еще большего размера, чтобы «увеличивать» слова (нос — но­сик — носище).
     Вот еще один пример трансформированной игры. Будет интереснее разучивать новые движения под музыку, разде­лив детей на две команды. Две шеренги встают друг напро­тив друга. Каждой логопед показывает разные движения. Под музыку обе команды начинают двигаться. Основная за­дача детей — не сбиться. Задачу можно усложнить, предло­жив детям не только двигаться, но и петь. И еще интереснее станет игра, когда команда должна будет выполнить движе­ния соседа.
    Всем с детства известна игра «Тише едешь — дальше будешь». Вот ее новый вариант. Дети выстраиваются в шеренгу, выбирается ведущий, который отворачивается и произносит слова: «Тише едешь — дальше будешь. Посу­да! (или „Мебель", „Транспорт")», поворачивается и следит за правильным выполнением задания. Каждый ребенок должен быстро подобрать слово на заданную тему, под­нять руку. Ведущий разрешает ему сделать столько ша­гов, сколько слогов в произнесенном слове. Сначала дети не придают значения длине слова, но затем начинают по­нимать, что от длины слова, которое они подберут, зависит их успех в игре. Через несколько занятий можно услышать от детей слова, которые они раньше не произносили, — «электромясорубка», «шифо­ньер», «субмарина».
 В процессе логоритмических занятий у детей увеличи­вается словарь, воспитывается грамматически правильная речь, развивается фонетическое восприятие; кроме того, ребята учатся связной речи. Таким образом, логоритмические занятия помогают детям в освоении речи и языка.

6. Дыхательные упражнения.
   Использование дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой  не только помогает в коррекционной работе, но и оздоравливает детей. Дыхательные упражнения с весёлыми названиями  («Ладошки», «Погончики», «Кошка», «Насос», «Обними плечики», «Большой маятник», «№Передний шаг» и др.) проводятся в игровой форме, улучшают настроение, развивают фразовый выдох, приучают детей дышать носом, формируют физиологически правильное дыхание.

Комментариев нет:

Отправить комментарий