Некоторые
нестандартные приемы в работе с детьми
с нарушениями речи:
1. Эмоциональный настрой.
Результаты научных исследований показали, что переживание эмоций способствует
развитию умственных способностей ребенка. Эмоции приводят к высвобождению в
организме химических веществ, которые помогают мозгу запомнить различные
события.
Мы
заметили: с каким настроем произносятся первые слова в начале занятия, так
занятие и проходит. Поэтому зачину мы отводим особую роль, пытаясь создать положительный
настрой:
«Раз,
два, три, четыре, пять, будем мы сейчас играть, Поскорее подбегайте, друг за
другом все вставайте!»
«Начинать
занятия необходимо в так называемом состоянии радости жизни.
Этого
состояния можно добиваться и намеренно, ведь при выполнении упражнений только
1% (внимания) отводится на механическое выполнение упражнений, а 99% — на
эмоциональный настрой. Не так важно, что и как мы делаем, а важно — в каком
настроении».
М. С. Норбеков
Если вы
хотите, чтобы ребенок быстрее запомнил какое-либо слово или движение, окрасьте
его эмоционально и произнесите фальцетом (хороший способ привлечения
внимания). Например, чтобы помочь ребенку быстрее запомнить названия посуды,
произносите слово «сахарница», ласково улыбаясь, слово «солонка» — морщась,
«перечница» — плача, а «хлебница» — строго сдвинув брови.
2. Превращение слова в действие.
«Психологи давно заметили, что дети раньше начинают называть те предметы, с
которыми они производят какое-либо действие. Например, слово «чашка» появляется
раньше, чем слово «сахарница», так как чашку ребенок держит в руках каждый
день, а сахарницу трогать ему не дают. В чашке ребенок скорее узнает слово
«ручка» (за которую он берется), но очень долго не говорит слово «дно». Т.е.
для более быстрого запоминания слова важно выработать на него большое число
движений».
М. М. Кольцова
Например,
разучивая с детьми названия частей машины, одновременно выполняйте движения:
«капот» — вытяните руки вперед, «мотор» — вращайте согнутыми перед собой
руками, пальцы сожмите в кулаки, «дверцы» — разводите руки в стороны, имитируя
открывание дверей,
«крыша» — соедините
руки над головой, «педаль» — притопывайте одной ногой и т. д. Чтобы пополнить
глагольный словарь по теме «Зима», предложите детям показать, что умеют делать
снежинки: летать, кружиться, танцевать, падать, лежать, таять. Можно
изображать и прилагательные: «большие» — развести руки в стороны, «маленькие» —
присесть, «холодные» — дрожать, «веселые» — улыбнуться, «тихие» — приложить
указательный палец к губам, «хрупкие» — поднять руки вверх и резкими движениями
сгибать в локтях, плечах, опустить корпус, «ленивые» — лечь на пол, руки за
голову.
Эта
работа намного эффективнее, чем рассматривание картинок с изображением
предметов и многократное повторение слов, так как «двадцать двигательных связей
сильнее, чем двадцать зрительных».
Также с
успехом используются кодировки звуков:
«А» - руки в стороны, «У» -
руки вперёд, «О» - хлопок по коленям, «И» - руки в кулачках растягивать в
стороны перед грудью, «Ы» - руки в кулачках
резко поднимать вверх, «Э» -
руки соединены перед грудью, «Р» - «мотор» -крутим руки перед грудью, «Й» -
подксок, «Ль» - нажимать на «кнопку» и т. д.
3. Говорим нараспев.
Эффективность работы повышается, если разговаривать с детьми нараспев, повышая
или понижая тон. Спойте в начале занятия: «Пойдем-ка поиграем». Использовать
этот прием можно тогда, когда необходимо донести нужную информацию. Игру
«Части машины» можно продолжить, предложив детям угадать по движению логопеда
предмет и спеть его так, как споет педагог «КАААА-ПОТ, БА-ГАЖ-НИК».
4. Использование
современной или «взрослой» музыки.
Дети очень любят слушать современную музыку и танцевать под нее. Использование
эстрадных песен украшает занятие, вызывает у детей положительные эмоции. Например,
песню в исполнении Ф.Киркорова «Туча» можно использовать на занятии по теме
«Осень». «Финская полька» — очень ритмичная мелодия. Мальчики могут
выполнять под нее движения, а девочки играли на музыкальных инструментах — в
разном темпе и ритме в зависимости от изменений музыки. К занятию по теме
«Зима» можно разучить пальчиковое упражнение на слова «У леса на опушке жила зима в избушке». Правильно выбранное
музыкальное произведение может помочь справиться ребенку с замкнутостью,
неуверенностью, страхом.
5. Трансформирование игры.
Как
уже отмечалось выше, многократное повторение — это залог успеха. Повторять с
детьми одну и ту же игру несколько раз — скучно и неинтересно. Поэтому мы часто
изменяем уже известные игры, даем им новые названия, а материал, который
необходимо заучить, оставляем прежним.
Например, всем известная игра «Большой — маленький» поможет не только
закрепить в речи слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом, но и научить
концентрировать внимание, развить ловкость, повторить слова по теме. Логопед
предлагает ребенку поймать мяч и назвать часть тела, но с условием: если
логопед бросит маленький мячик, то и слово нужно образовать с
уменьшительно-ласкательным суффиксом (нос — носик), если большой, то оставить
его без изменений. Игру можно усложнить, если добавить мяч еще большего
размера, чтобы «увеличивать» слова (нос — носик — носище).
Вот
еще один пример трансформированной игры. Будет интереснее разучивать новые
движения под музыку, разделив детей на две команды. Две шеренги встают друг
напротив друга. Каждой логопед показывает разные движения. Под музыку обе
команды начинают двигаться. Основная задача детей — не сбиться. Задачу можно
усложнить, предложив детям не только двигаться, но и петь. И еще интереснее
станет игра, когда команда должна будет выполнить движения соседа.
Всем с
детства известна игра «Тише едешь — дальше будешь». Вот ее новый вариант. Дети
выстраиваются в шеренгу, выбирается ведущий, который отворачивается и
произносит слова: «Тише едешь — дальше будешь. Посуда! (или „Мебель",
„Транспорт")», поворачивается и следит за правильным выполнением задания.
Каждый ребенок должен быстро подобрать слово на заданную тему, поднять руку.
Ведущий разрешает ему сделать столько шагов, сколько слогов в произнесенном
слове. Сначала дети не придают значения длине слова, но затем начинают понимать,
что от длины слова, которое они подберут, зависит их успех в игре. Через
несколько занятий можно услышать от детей слова, которые они раньше не
произносили, — «электромясорубка», «шифоньер», «субмарина».
В процессе
логоритмических занятий у детей увеличивается словарь, воспитывается
грамматически правильная речь, развивается фонетическое восприятие; кроме того,
ребята учатся связной речи. Таким образом, логоритмические занятия помогают
детям в освоении речи и языка.
6. Дыхательные упражнения.
Использование дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой не только помогает в коррекционной работе, но и оздоравливает детей. Дыхательные упражнения с весёлыми названиями («Ладошки», «Погончики», «Кошка», «Насос», «Обними плечики», «Большой маятник», «№Передний шаг» и др.) проводятся в игровой форме, улучшают настроение, развивают фразовый выдох, приучают детей дышать носом, формируют физиологически правильное дыхание.
Использование дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой не только помогает в коррекционной работе, но и оздоравливает детей. Дыхательные упражнения с весёлыми названиями («Ладошки», «Погончики», «Кошка», «Насос», «Обними плечики», «Большой маятник», «№Передний шаг» и др.) проводятся в игровой форме, улучшают настроение, развивают фразовый выдох, приучают детей дышать носом, формируют физиологически правильное дыхание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий