В настоящее
время почти в каждом дошкольном учреждении существуют пункты
коррекционно-педагогической помощи. Прежде всего, это связано со снижением
уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Современное овладение
правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности
ребёнка и успешного обучения в школе.
Работа учителя -
дефектолога пункта коррекционно-педагогической помощи по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы учителя – дефектолога специальной группы.
Это связано в
первую очередь с тем, что учитель – дефектолог ПКПП встраивается в
общеобразовательный процесс, а не идёт с ним параллельно, как это принято в специальных
группах.
Основными
задачами учителя - дефектолога на ПКПП являются :
·
Формирование
и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
·
Коррекция
нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;
·
Своевременное
предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;
·
Привитие
детям коммуникативных навыков;
·
Решение
задач социального и речевого развития;
Учитель –
дефектолог вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребёнок
посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную
помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедической группы. Также
необходимо помнить, что ребёнок должен посетить все занятия дошкольного
учреждения.
Таким образом,
возникает необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между учителем -
дефектологом и воспитателями той возрастной группы, дети которой посещают коррекционные
занятия. В этом союзе учитель - дефектолог выступает как организатор и
координатор коррекционной работы, именно он оказывает максимальную
логопедическую помощь. А воспитатель, в свою очередь, ежедневно и достаточно
продолжительно общаясь с детьми, знает их интересы и возможности,
следовательно, может определить оптимальные формы включения необходимых заданий
коррекционной и развивающей направленности.
Для достижения
оптимальных результатов коррекционной работы разработаны эффективные формы
взаимодействия с воспитателями:
1. Поиски новых форм и методов работы с
детьми, имеющими речевые патологии, требуют грамотного планирования и
организации четкой, скоординированной работы учителя - дефектолога и воспитателей.
2. Ежедневный обмен информацией по
результатам проделанной работы за прошедший день, обсуждение достижений детей,
выявление трудностей, которые возникли.
3. Особое внимание обращается на
проведение логопедических разминок, где воспитатель упражняет детей в
правильном речевом дыхании, чувстве ритма и выразительности речи, работает над
просодической стороной речи, развивает артикуляционный аппарат и мелкую
моторику.
4.Одним из условий повышения качества
коррекционной работы, является проведение воспитателем индивидуальной работы с
детьми по тетради взаимодействия с учителем - дефектологом, куда входят:
·
упражнения
на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков;
·
лексико-грамматические
задания и упражнения на развитие связной речи.
5. Организация совместной деятельности и
совершенствование профессионального мастерства педагогов: практические
семинары, открытые просмотры, методические посиделки, деловые игры, совместные обсуждения
новинок методической и научной литературы.
Необходимо,
чтобы все взрослые, окружающие ребенка, четко представляли цель своей
деятельности, которая заключается, с одной стороны, в полноценном развитии
ребенка, имеющего отклонения в речевом развитии, а с другой - в слаженном
взаимодействии между собой.
6. Важное значение имеет самостоятельная
деятельность воспитателя, где он осуществляет наблюдение за состоянием речевой
деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, организует
подвижные и сюжетно-ролевые игры, не забывая контролировать правильное
использование поставленных или исправленных логопедом звуков.
Работа
воспитателя и работа учителя - дефектолога различна при исправлении и
формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности.
Она требует различных знаний, умений, навыков.
Учитель - дефектолог
исправляет нарушения речи. Воспитатель активно участвует в коррекционном
процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики
проблемного ребёнка в целом. В своей работе он руководствуется
общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым
содержанием. Это – принципы системности и последовательности, принцип
индивидуального подхода.
Принцип системности
и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов
деятельности воспитателя к требованиям, предъявляемым задачами конкретного
этапа логопедического воздействия. Поэтапность в работе учителя - дефектолога
обусловлена представлением о речи как системе, усвоение элементов которой
протекает в определённой последовательности.
Учитывая
последовательность овладениями этими сторонами речи на коррекционных занятиях учителя - дефектолога, воспитатель
подбирает для своих занятий доступный детям речевой материал, в котором
содержатся уже усвоенные ими звуки и, по возможности, исключены ещё не
изученные. При автоматизации звуков используется ведущий вид деятельности
ребёнка дошкольного возраста – игра, а именно игра дидактическая, которая
представляет собой многоплановый, сложный процесс; она является игровым методом
обучения, и формой обучения, и самостоятельной деятельностью, и средством
всестороннего развития личности. Обучающий материал, который преподносится
ребёнку в игре, усваивается быстрее, легче и даёт более высокие результаты.
Индивидуальную
работу воспитатель может строить на занятиях с учётом речевых проблем каждого
ребёнка. Так, зная, что у ребёнка определенный звук находится на этапе
автоматизации, воспитатель может включить задания с данным звуком даже
минимально во все занятия группы. Например, на занятии по математике предложить
счёт предметов, в названии которых есть данный звук.
На занятии по
подготовке к обучению грамоте каждому ребенку предлагается разобрать слова с
теми звуками, которые они в настоящее время исправляют у учителя - дефектолога.
Лексико-грамматические
задания направлены на повтор пройденного материала. Это даёт возможность
воспитателю лишний раз выявить проблемы ребёнка и помочь в их преодолении.
Совершенствование
связного высказывания проходит в формировании полного ответа на занятиях по составлению
рассказов и описаний по лексической теме. В играх и упражнениях «Я сказочник»,
«Не покажем, а расскажем».
Во второй
половине дня воспитатель также может предложить детям потренировать мелкую
моторику рук: «Собери бусы», «Выложи рисунок», «Колпачки», штрихование, лепка,
вырезывание. Тем самым идёт не только отработка общих задач группы по
подготовке руки к письму, но и выполняется коррекционная работа по
взаимодействию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.
Воспитатель
регулярно отслеживает динамику звукопроизношения у всех детей группы или у
какого-то конкретного ребенка. Опираясь на результаты своих наблюдений, педагог
предлагает ребенку только тот речевой материал, который ему под силу.
Воспитателю становится легче подобрать стихотворения к празднику (в случае
затруднений помогает учитель - дефектолог). Возникает меньше проблем в занятиях:
воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от ребенка и не стремится
требовать от последнего невозможных усилий. Тем самым у ребенка не
провоцируется боязнь отвечать на занятиях; не происходит закрепление
неправильного произношения тех звуков, которые ему еще не под силу.
Учитель -
дефектолог помогает воспитателю подбирать речевой материал, который
соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями. Рекомендует
воспитателю работать с готовыми печатными изданиями, советует использовать
правильную с логопедической позиции методическую и детскую художественную
литературу и речевой материал.
Одной из удачных
форм является тетрадь взаимодействия учителя - дефектолога и воспитателей. Её
использование помогает осуществлять коррекционную работу в утренние и вечерние
часы. Содержание тетради включает в себя: игровые приемы, направленные на
развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания, координации общих
моторных движений и мелкой моторики пальцев рук; рекомендации по автоматизации
звуков у детей; перечень заданий и упражнений, направленный на развитие
познавательных процессов, лексико-грамматического строя и связной речи в
соответствии с лексической темой.
Таким образом,
согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр,
занятий, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка
единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом
становятся основой взаимодействия. Только в тесном сотрудничестве всех
участников коррекционно-образовательного процесса возможно успешное
формирование личностной готовности детей с нарушениями речи к школьному
обучению.
Комментариев нет:
Отправить комментарий