Страницы

воскресенье, 7 октября 2018 г.

Взаимодействие учителя - дефектолога и воспитателей

В настоящее время почти в каждом дошкольном учреждении существуют пункты коррекционно-педагогической помощи. Прежде всего, это связано со снижением уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Современное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребёнка и успешного обучения в школе.
     Работа учителя - дефектолога пункта коррекционно-педагогической помощи по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы учителя – дефектолога специальной группы. 

Это связано в первую очередь с тем, что учитель – дефектолог ПКПП встраивается в общеобразовательный процесс, а не идёт с ним параллельно, как это принято в специальных группах.
Основными задачами учителя - дефектолога на ПКПП являются :
·        Формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
·        Коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;
·        Своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;
·        Привитие детям коммуникативных навыков;
·        Решение задач социального и речевого развития;
Учитель – дефектолог вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребёнок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедической группы. Также необходимо помнить, что ребёнок должен посетить все занятия дошкольного учреждения.
Таким образом, возникает необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между учителем - дефектологом и воспитателями той возрастной группы, дети которой посещают коррекционные занятия. В этом союзе учитель - дефектолог выступает как организатор и координатор коррекционной работы, именно он оказывает максимальную логопедическую помощь. А воспитатель, в свою очередь, ежедневно и достаточно продолжительно общаясь с детьми, знает их интересы и возможности, следовательно, может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности.
Для достижения оптимальных результатов коррекционной работы разработаны эффективные формы взаимодействия с воспитателями:
1. Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые патологии, требуют грамотного планирования и организации четкой, скоординированной работы учителя - дефектолога и воспитателей.
2. Ежедневный обмен информацией по результатам проделанной работы за прошедший день, обсуждение достижений детей, выявление трудностей, которые возникли.
3. Особое внимание обращается на проведение логопедических разминок, где воспитатель упражняет детей в правильном речевом дыхании, чувстве ритма и выразительности речи, работает над просодической стороной речи, развивает артикуляционный аппарат и мелкую моторику.
4.Одним из условий повышения качества коррекционной работы, является проведение воспитателем индивидуальной работы с детьми по тетради взаимодействия с учителем - дефектологом, куда входят:
·        упражнения на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков;
·        лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи.
5. Организация совместной деятельности и совершенствование профессионального мастерства педагогов: практические семинары, открытые просмотры, методические посиделки, деловые игры, совместные обсуждения новинок методической и научной литературы.
Необходимо, чтобы все взрослые, окружающие ребенка, четко представляли цель своей деятельности, которая заключается, с одной стороны, в полноценном развитии ребенка, имеющего отклонения в речевом развитии, а с другой - в слаженном взаимодействии между собой.
6. Важное значение имеет самостоятельная деятельность воспитателя, где он осуществляет наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, организует подвижные и сюжетно-ролевые игры, не забывая контролировать правильное использование поставленных или исправленных логопедом звуков.
Работа воспитателя и работа учителя - дефектолога различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков.
Учитель - дефектолог исправляет нарушения речи. Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это – принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.
Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов деятельности воспитателя к требованиям, предъявляемым задачами конкретного этапа логопедического воздействия. Поэтапность в работе учителя - дефектолога обусловлена представлением о речи как системе, усвоение элементов которой протекает в определённой последовательности.
Учитывая последовательность овладениями этими сторонами речи на коррекционных  занятиях учителя - дефектолога, воспитатель подбирает для своих занятий доступный детям речевой материал, в котором содержатся уже усвоенные ими звуки и, по возможности, исключены ещё не изученные. При автоматизации звуков используется ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста – игра, а именно игра дидактическая, которая представляет собой многоплановый, сложный процесс; она является игровым методом обучения, и формой обучения, и самостоятельной деятельностью, и средством всестороннего развития личности. Обучающий материал, который преподносится ребёнку в игре, усваивается быстрее, легче и даёт более высокие результаты.
Индивидуальную работу воспитатель может строить на занятиях с учётом речевых проблем каждого ребёнка. Так, зная, что у ребёнка определенный звук находится на этапе автоматизации, воспитатель может включить задания с данным звуком даже минимально во все занятия группы. Например, на занятии по математике предложить счёт предметов, в названии которых есть данный звук.
На занятии по подготовке к обучению грамоте каждому ребенку предлагается разобрать слова с теми звуками, которые они в настоящее время исправляют у учителя - дефектолога.
Лексико-грамматические задания направлены на повтор пройденного материала. Это даёт возможность воспитателю лишний раз выявить проблемы ребёнка и помочь в их преодолении.
Совершенствование связного высказывания проходит в формировании полного ответа на занятиях по составлению рассказов и описаний по лексической теме. В играх и упражнениях «Я сказочник», «Не покажем, а расскажем».
Во второй половине дня воспитатель также может предложить детям потренировать мелкую моторику рук: «Собери бусы», «Выложи рисунок», «Колпачки», штрихование, лепка, вырезывание. Тем самым идёт не только отработка общих задач группы по подготовке руки к письму, но и выполняется коррекционная работа по взаимодействию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.
Воспитатель регулярно отслеживает динамику звукопроизношения у всех детей группы или у какого-то конкретного ребенка. Опираясь на результаты своих наблюдений, педагог предлагает ребенку только тот речевой материал, который ему под силу. Воспитателю становится легче подобрать стихотворения к празднику (в случае затруднений помогает учитель - дефектолог). Возникает меньше проблем в занятиях: воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от ребенка и не стремится требовать от последнего невозможных усилий. Тем самым у ребенка не провоцируется боязнь отвечать на занятиях; не происходит закрепление неправильного произношения тех звуков, которые ему еще не под силу.
Учитель - дефектолог помогает воспитателю подбирать речевой материал, который соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями. Рекомендует воспитателю работать с готовыми печатными изданиями, советует использовать правильную с логопедической позиции методическую и детскую художественную литературу и речевой материал.
Одной из удачных форм является тетрадь взаимодействия учителя - дефектолога и воспитателей. Её использование помогает осуществлять коррекционную работу в утренние и вечерние часы. Содержание тетради включает в себя: игровые приемы, направленные на развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания, координации общих моторных движений и мелкой моторики пальцев рук; рекомендации по автоматизации звуков у детей; перечень заданий и упражнений, направленный на развитие познавательных процессов, лексико-грамматического строя и связной речи в соответствии с лексической темой.
Таким образом, согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия. Только в тесном сотрудничестве всех участников коррекционно-образовательного процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями речи к школьному обучению. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий