Обучение детей
грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это
означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с
буквами. Поэтому уже в дошкольном возрасте надо помочь детям овладеть
определенной системой знаний, которая станет основой будущего изучения
предмета.
Звуковой анализ
— это определение, во-первых, порядка звуков в слове, во-вторых, выделение
отдельных звуков, в-третьих, различение звуков по их качественным
характеристикам. Для русского языка свойственно противопоставление гласных и
согласных звуков, твердых и мягких согласных. Умение слышать и выделять все
звуки по порядку предупреждает в будущем пропуск букв при письме.
Дети пяти лет
подготовлены к овладению звуковым анализом: они умеют интонационно выделить
звук и определить первый звук в словах.
Чтобы ребенок мог проанализировать слово, его звуковой состав должен быть материализован. Сказанное слово ускользает, и выделить в нем на слух какие-то части ребенку очень трудно. Его нужно показать дошкольникам в предметном плане, представив звуковую структуру в виде модели.
Чтобы ребенок мог проанализировать слово, его звуковой состав должен быть материализован. Сказанное слово ускользает, и выделить в нем на слух какие-то части ребенку очень трудно. Его нужно показать дошкольникам в предметном плане, представив звуковую структуру в виде модели.
С этой целью
используется картинка - схема звукового состава слов. На ней изображается
предмет, слово-название которого ребенок разбирает и ставит ряд фишек под
рисунком по количеству звуков в слове.
Рисунок помогает все время видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить количество звуков в слове и проконтролировать правильность ее заполнения фишками.
Рисунок помогает все время видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить количество звуков в слове и проконтролировать правильность ее заполнения фишками.
Основной вид
упражнений, развивающий фонетические способности детей,– это фонетический
разбор. Под фонетическим анализом понимается звуко-буквенный анализ. Однако в
методике различают собственно фонетический (или звуковой), и фонетико-графический (или звуко-буквенный) разбор.
Цель первого – характеристика звуковой структуры слова без обращения к буквам,
второй включает в себя собственно фонетический разбор лишь как свою
первоначальную ступень, так как главной задачей он имеет выяснение соотношение
звуковой структуры слова с её буквенным обозначением.
Собственно
звуковой анализ дети выполняют в подготовительный период обучения грамоте. С
переходом к изучению букв звуковой анализ несправедливо почти полностью
исключается из употребления.
Однако, отмечая
важность собственно фонетического анализа, нельзя не признавать естественным,
что основным видом упражнений с момента знакомства детей с буквами становится
звуко-буквенный анализ в своих двух разновидностях.
Если мы хотим
добиться, чтобы ребенок реально оперировал звуками, то есть чтобы развивался
его фонетический слух, целесообразно проводить звуковой анализ в следующей последовательности:
·
Произнеси
и послушай слово
·
Найди
ударный слог
·
Произнеси
слово по слогам
·
Протяни
(выдели голосом) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй
·
Обозначь
выделенный звук условным значком
·
Действуй
так до конца слова
·
Произнеси
подряд все названные звуки. Послушай, получилось ли слово.
·
Прокомментируем
каждый пункт этого плана.
Произнеси и послушай слово
Этот этап в
работе над словом исключительно важен для развития фонематического слуха
ребёнка, которому предъявляется объект предстоящего анализа. Звучащее слово
существует мгновение. Затем исчезает. Оно невидимо, неосязаемо. При этом
необходимо следить за тем, чтобы дети произносили слова в соответствии с
нормами русского литературного произношения. Таким образом, первый этап работы
со словом при звуковом анализе становится ещё и средством воспитания у детей
культуры устной речи.
Найди ударный слог
До вычленения
отдельных звуков в слове необходимо найти ударный слог, так как от этого иногда
зависит лексическое значение слова. Например: [замо‘к], [за‘мок]. При этом дети
должны знать, что ударный слог есть только в полном слове.
Произнеси слово по слогам
Ребенок должен
дважды произнести слово. В первый раз он произносит его целиком с
вопросительной или звательной интонацией, которая помогает легко найти ударный
слог. Второй раз слово произносится по слогам.
Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове,
назови его и охарактеризуй
Это собственно
начало звукового анализа слова. Детей надо научить звук протянуть, искусственно
удлинить его или как-то по-другому обозначить. Например, если звук взрывной
([к], [д]…), его можно повторить [ккот] или произнести с усилием на выдохе. Это
поможет лучше услышать звук. Вычленяя звук в полном слове, ребёнок
контролирует, не искажается ли при этом слово, так как между лексическим
значением и звучанием слова существует неразрывная связь. Искажение одного из
элементов этой целостной связи разрушает её.
Обозначь выделенный звук условным значком
На этапе
звукового анализа слова его запись условными значками каждого звука не должна
быть связана с буквенной символикой. Со временем эти условные значки дети,
ведомые педагогом, соотнесут с транскрипционными значками и запишут слово так:
[п’ис’мо]. На первых порах для звукового анализа используются слова, в которых
нет орфограмм.
Звуко-буквенный
анализ -
один из важнейших видов работы, который способствует формированию в
дальнейшем орфографической зоркости, развитию фонематического слуха; развитию
умений вычленить звуки в слове, правильно их назвать и охарактеризовать; умения
соотнести слово с его звуковой схемой и многому другому.
Комментариев нет:
Отправить комментарий