Страницы

суббота, 9 марта 2019 г.

Взаимосвязь развития речи и развития мелкой моторики рук

Речь относится к высшим уровням организации движений. В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный располагаются рядом (один является частью другого). Поэтому развитие речи и движений (мелкой и общей моторики), так же как и их нарушения идут «параллельно».
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.

Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.
Одним из нарушений невербального характера является нарушение  моторной сферы, в частности мелкой моторики, которое выражено недостаточной координацией, недифференцированностью,  малым объемом движений пальцев и кисти рук, неловкостью, слабо развитыми тактильными ощущениями, недостаточным темпом и переключаемостью  последовательно организованных движений.
У детей дошкольного возраста еще не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы находятся на разной стадии развития. Поэтому движения характеризуются недостаточной чёткостью и организованностью. Отмечается  утомляемость и истощаемость движений, недостаточная сформированность  графомоторных навыков.
Поэтому одним из важных направлений коррекционной работы с детьми является развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук  детей.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Упражнения можно условно разделить на три группы:
I группа. Упражнения для кистей рук
·развивают подражательную способность;
·учат напрягать и расслаблять мышцы;
·развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
·учат переключаться с одного движения на другое.
II группа. Упражнения для пальцев условно статические
Совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений
III группа. Упражнения для пальцев динамические
·развивают точную координацию движений;
·учат сгибать и разгибать пальцы рук;
·учат противопоставлять большой палец остальным.
При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:
·Отрабатывать последовательно все упражнения, начиная с первой группы.
·Игровые задания должны постепенно усложняться.
·Начинать игру можно только тогда, когда ребёнок хочет играть.
·Никогда не начинать игру, если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует.
·Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки.
·Для повышения коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.
·Подбор упражнений с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
·Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.
·Недопустимо переутомление ребёнка в игре.
·Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.
Исходя из этого, в систему по развитию мелкой моторики детей необходимо  включить  специальные игровые задания.
Виды  игр  и заданий
1. Игры  с пальчиками, сопровождающие стихами  и потешками.
2. Специальные комплексы  пальчиковой  гимнастики  без речевого сопровождения.
3. Игровые задания на  распознание  пальцев  («Пальчик, пальчик, как зовут?»,  «Покажи такой же пальчик на другой руке», «Угадай  и  покажи», «Какой и где  пальчик?») и т. д.
4. Игры  с игрушками и  предметами  (шнуровка, колец, мозаика, конструктор, нанизывание бус, застёгивание и расстегивание пуговиц, раскладывание палочек, пуговиц, каштанов, строительный материал, перчаточный  и теневой театр и т. д.).
5. Массаж, самомассаж  кисти   рук  и  пальцев (ручной, карандашный, точечный, прищепочный  - биологически  активные точки на подушечках пальцев  и т. д.).
6. Лепка  из пластилина  и глины, раскрашивание картинок; рисование карандашами, красками, пальцами;  работа с ножницами и т. д.
7.  Графомоторные задания (штриховка, обводка, рисование линий:  прямые дорожки, фигурные дорожки; по контурам,
рисование:  по точкам, по  клеточкам; печатание  букв, слогов, слов  и  т. д.)
В целом, такая система работы по развитию тонких дифференцированных движений пальцев рук показывает   положительный  результат.
У детей значительно улучшаются показатели выполнения моторных заданий на статическую и динамическую координацию, на переключаемость, одновременность и отчетливость движений, улучшаются графомоторные навыки, уменьшается количество синкинезий и тремора пальцев. Движения дошкольников становятся уверенными, повышается темп их выполнения.
Кроме того, развивая мелкую моторику, комплексно развиваются различные психические процессы - зрительно-пространственные функции, память, внимание, мышление, восприятие и, конечно же, речь.



Комментариев нет:

Отправить комментарий