Успех формирования правильной речи у дошкольников с нарушениями речи во
многом зависит от степени продуктивности процесса закрепления воспитателем у
детей речевых навыков и умений, полученных на коррекционных занятиях.
Учитель - дефектолог занимается коррекцией звукопроизношения, развивает и
совершенствует речевое общение детей, а воспитатель закрепляет их речевые
навыки.
Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и
подготовка к дельнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения
видами деятельности, которые предусмотрены программой массового детского сада.
В процессе обучения детей этим видам деятельности воспитатель должен учитывать
индивидуально-типологические особенности детей с нарушениями речи,
способствовать развитию восприятия, мнестических процессов, мотивации,
доступных форм мышления.
Воспитатель обеспечивает необходимую познавательную и мотивационную базу
для формирования речевых умений.
Учитывая имеющиеся у детей речевые навыки, а также индивидуальные
особенности произвольной деятельности каждого ребенка, организованная
разговорная речь основывается на вопросах воспитателя.
Педагог также поощряет и инициативную речь детей. В этом случае воспитатель
не останавливает детей, не подавляет их желание высказаться, а наоборот
поддерживает инициативу, расширяет содержание разговора вопросами, вызывает
интерес к теме разговора, углубляет понимание ребенком темы в целом и отдельных
используемых слов, вовлекает и других детей в беседу.
Повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей (речевая
активность, правильное использование поставленных или исправленных звуков, усвоенных
грамматических форм и т.п.) является важным звеном в работе воспитателя. В
случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка.
Исправляя ошибку, воспитатель дает речевой образец и предлагает ребенку
произнести слово правильно.
Важно, чтобы дети под руководством воспитателя научились слышать
грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять
их. Для этого воспитатель привлекает внимание ребенка к его речи, побуждает к
самостоятельному исправлению ошибок.
Необходимо помнить, что речь воспитателя - это образец для детей с речевыми
нарушениями. Она должна быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной,
выразительной.
Одна из главных задач воспитателя в работе с детьми, имеющими речевые
нарушения - создание доброжелательной обстановки в детском коллективе,
укрепление веры в собственные возможности, снятие отрицательных переживаний,
связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий